Необходимость формировать институциональную нормативную правовую базу школы вызвана тем, что в конце 2012 года вышли очень значимые документы для всех уровней системы образования:
-
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (документ вступил в силу с 1 сентября 2013 года, за исключением отдельных положений);
-
Государственная программа РФ «Развитие образования» на 2013—2020 годы (утверждена распоряжением Правительства РФ от 22 ноября 2012 г. № 2148-р);
-
План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки» (утверждён распоряжением Правительства РФ от 30 декабря 2012 г. № 2620-р)
Нормативные основания
В соответствии с Законом об образовании к компетенции школы относятся: разработка и утверждение устава школы, правил внутреннего распорядка, других локальных актов. В пункте 1 статьи 28 закона отмечается: «Образовательная организация обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом образовательной организации».
Правовая база школы
Нормативная правовая база школы представлена локальными правовыми актами: это устав, постановление, приказ, распоряжение, решение, положение, инструкция, правила. Эти документы должны быть разработаны в соответствии с международными, федеральными, региональными и муниципальными нормативными правовыми актами.
Локальные правовые акты школы в зависимости от характера своего действия делятся на нормативные (общеобязательные) и индивидуальные. Так, устав, правила внутреннего трудового распорядка, правила поведения в школе, должностные инструкции — это документы, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неоднократное применение для всех или некоторых участников образовательного процесса.
Индивидуальные локальные нормативные акты используются для юридического оформления управленческих решений, рассчитанных на однократное применение, например, о зачислении в определённый класс, о приёме/увольнении работника и т.п.: в этих актах формулируются не общеобязательные правила, а результаты индивидуальных действий по конкретным, «разовым» вопросам.