Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №7 

 с углубленным изучением

отдельных предметов"

г. Серпухов Московской области 

 

Проект "Формирование информационной компетентности"

 

смотреть проект подробнее

 

Проект

«Формирование информационной компетентности учащихся».

 

Без    материи    ничего   не   существует,  

Без   энергии    ничего    не      происходит,

Без информации ничего не имеет смысла.    

  Ф. Артерсон

 

Аннотация проекта

Формирование информационной компетентности учащихся 1-4 классов. Реализация системно-деятельностного подхода. Результат представляет собой интегративный результат обучения школьников.

Тип проекта

по деятельности учащихся  исследовательский,

по форме организации         групповой,

по содержанию                      межпредметный,

по продолжительности       5 лет.

Проект рассчитан на детей  - 6,5 -11 лет  1-4 класс.          

Актуальность

В современных же условиях необходим переход от установки на запоминание большого количества информации к освоению новых видов деятельности – проектных, творческих, исследовательских.

Результат образования не может ограничиваться знаниями и умениями по предмету, а должен проявляться в сформированности личностных функций, социальной успешности.

В этой связи наше ШМО учителей начальных  классов поставило задачу изменить принципиальный подход к образовательным стандартам, взяв за их основу – формирование базовых компетентностей современного человека. Компетентность рассматривается нами как общая готовность человека установить взаимосвязь между знаниями и ситуацией, сформировать процедуру принятия решения проблемы.

Наблюдаемый в настоящее время лавинообразный рост информации требует от человека соответствующих умений и навыков. Не случайно одной из самых актуальных проблем в образовании стала проблема повышения информационной грамотности учащихся как основы самостоятельной учебной деятельности.

Традиционное образование ориентировано на усвоение готовых знаний, имеет книжный характер обучения, отсутствует практическая направленность обучения.

Введение

Школа не может не учитывать, что дети, переступающие порог школы, уже знакомы на практике с современными технологиями передачи и обработки информации, а в будущем должны стать гражданами информационного общества. С другой стороны было установлено, что российские учащиеся не умеют работать с информацией: сопоставлять разрозненные фрагменты, соотносить общее содержание с его конкретизацией, целенаправленно искать недостающую информацию; не владеют навыками целостного, творческого анализа, целеполагания, постановки гипотез.

ФГОС является отражением социального заказа и представляет собой общественный договор, согласующий требования к образованию, предъявляемые семьей, обществом и государством, поэтому он должен учитывать и потребности развивающегося информационного общества. Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД). Без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым информационная компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Формирование и развитие информационной компетентности обучающихся включает в себя становление и развитие учебной (общей и предметной) и общепользовательской ИКТ-компетентности, в том числе: способности к сотрудничеству и коммуникации, к самостоятельному приобретению, пополнению и интеграции знаний; способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику с применением средств ИКТ.

В информационной компетентности выделяются элементы, которые формируются и используются в отдельных предметах, в интегративных межпредметных проектах, во внепредметной активности. В то же время, освоение информационной компетентности в рамках предмета информатики содействует формированию метапредметной ИКТ-компетентности, играет ключевую роль в формировании универсальных учебных действий. Например, формирование общих, метапредметных навыков поиска информации происходит в ходе деятельности по поиску информации в конкретных предметных контекстах и средах: в русском и иностранных языках, истории, географии, естественных науках происходит поиск информации с использованием специфических инструментов, наряду с общепользовательскими инструментами. Во всех этих случаях формируется общее умения поиска информации.

Основой современного образования является системно-деятельностный подход, поэтому данный проект направлен на использование проектных и исследовательских навыков обучающихся в образовательном процессе.

Основным средством ИКТ для информационной среды системы образования является персональный компьютер, возможности которого определяются установленным на нем программным обеспечением.

В сети доступны и другие распространенные средства ИКТ, к числу которых относятся электронная почта, списки рассылки, группы новостей, чат.

С помощью сетевых средств ИКТ становится возможным широкий доступ к учебно-методической и научной информации, организация оперативной консультационной помощи, моделирование научно-исследовательской деятельности, проведение виртуальных учебных занятий (семинаров, лекций) в реальном режиме времени.

 

Цели и задачи проекта:

Цель: создание педагогических условий для формирования информационной компетентности младшего школьника

Задачи:

1.Изучить и проанализировать педагогическую, методическую  литературу нормативные документы, передовой педагогический опыт  по проблеме создания педагогических условий для формирования информационной компетентности младшего школьника;

2.Создать педагогические условия, способствующие формированию информационной компетентности младшего школьника;

3.Разработать технологические карты уроков для реализации педагогических условий для внедрения современных  развивающих систем образования в начальной школе;

4.Проанализировать  результаты работы по созданию педагогических условий для формирования информационной компетентности младшего школьника.

 

Содержание проекта.   (смотреть подробнее)

Создание обучающей и развивающей среды в школе предусматривает следующие изменения:

1) создание  педагогических условий  для  качественного обучения:

u информатизация учебного процесса;

u установление гуманных отношений;

u учёт индивидуальных особенностей в учебно – познавательной

      деятельности;

u обеспечение субъект-субъектного  взаимодействия;

u дифференцированный подход

u организация индивидуальных и групповых форм работы

2) соблюдение дидактических принципов:

u системность и   целостность;

u доступность и   открытость;

u наглядность;

u  самодеятельность;

u личное целеполагание;

u проблемность;

u метапредметность

3) использование современных образовательных технологий:

u информационно-коммуникационные технологии;

u технология личностно-ориентированного обучения;

u обучение в сотрудничестве;

u метод проектов;

u развивающее обучение;

u проблемное обучение

4) организация внеурочной деятельности

5) участие в научных конференциях разных направлений и разного уровня; интеллектуальных конкурсах
Дата последнего обновления страницы 22.06.2018
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»